8 (958) 580-21-25 по России бесплатно

Все о франшизе: что это такое, как работает и в чем суть

Мы каждый день общаемся с клиентами и помогаем им найти ответы на десятки вопросов. Чтобы пользователи «7MY» смогли ориентироваться в мире франчайзингового бизнеса, наши специалисты по продаже франшиз разработали этот FAQ. Для него отобраны самые актуальные вопросы, ответы на них даны в развернутой форме. Воспользуйтесь материалом, чтобы понять что такое франшиза — мы объясним это простыми словами.

Для франчайзи

Что такое франшиза?

Франчайзинг — это современный, быстрый и недорогой способ создания бизнеса. Франшиза представляет собой договор на право работы под известным брендом.

Помимо самого бренда франчайзи получает франчайзи-бук — азбуку бизнеса, где франчайзер подробно объясняет как управлять бизнесом. Между франчайзером и франчайзи заключается договор коммерческой концессии. Так выстраиваются партнерские отношения, выгодные обеим сторонам.

Какие у франшизы есть преимущества?

  • Протоптанная дорога. Франшиза позволяет создать бизнес на основе модели, доказавшей свою эффективность на практике. Вы приобретаете позитивный опыт сильного предпринимателя. Вместе с франчайзером-консультантом по шагам изучаете работу бизнеса и, будучи защищенным от ошибок, приобретаете необходимые знания.
  • Франшиза дает прогнозируемый результат, здесь рассчитаны все шаги развития бизнеса, затраченное на них время и деньги. Указаны точные сроки окупаемости и уровень прибыли.
  • Поддержка франчайзера, заинтересованного в вашем успешном развитии. Популярность франчайзи напрямую влияет на имидж и прибыль франчайзи.

Что такое паушальный взнос и роялти?

Паушальный взнос — это плата франчайзеру за предоставленный им бренд и поддержку. Паушальный взнос оплачивается после заключения договора коммерческой концессии. Его стоимость зависит от популярности приобретаемого бренда, ситуации на рынке и объема услуг, которые предоставляет франчайзер. Если у вас есть все активы, и требуется только бренд и концепция, тогда паушальный взнос будет минимальным. Если вы хотите, чтобы франчайзер помог вам в создании бизнеса, тогда плата будет гораздо больше.

Роялти — ежемесячный платеж за право использования бренда и концепции франчайзера. Роялти бывают трех видов:

Фиксированный роялти — его сумма не зависит от выручки, он характерен для франшиз в сфере услуг.

Процентный роялти — предполагает выплату определенного процента от выручки. Часто используется для торговых франшиз и сферы общественного питания.

Смешанный роялти — состоит из фиксированной платы за использование поддержки франчайзи и определенного процента. Удобная система для торговых и товарных франшиз. Франчайзер поставляет продукцию франчайзеру по стоимости, в которую уже включен процент роялти.

Из чего состоит франчайзинговое предложение?

  • Известный бренд, его репутация и имидж.
  • Поддержка, которую франчайзер обеспечивает своему франчайзи.
  • Паушальный взнос. Его размер зависит от объема поддержки франчайзи.
  • Роялти, который может быть в процентах или фиксированной сумме.

Какие франшизы пользуются наибольшим спросом?

Наибольший интерес наблюдается к предложениям в районе полутора миллионов рублей с простой бизнес-моделью и прозрачной бухгалтерией.

Самые популярные категории: кофе с собой, торгующие брендовыми товарами островки и сфера услуг.

Также высоко ценятся уникальные франшизы, не имеющие конкурентов на рынке — например: детские центры и клубы с методологией развития детей. Кроме того, сейчас сильно востребован франчайзинг на производство, что связано с сильной гос. поддержкой этого сектора.

Какую франшизу мне выбрать, если нет опыта управления бизнесом?

Рекомендуем искать простой в управлении бизнес, где минимум технологических процессов и организована простая, прозрачная бухгалтерия. Обратите внимание на формат кофе с собой, торговые островки и сферу услуг.

Какие риски возникают при покупке франшизы чаще всего?

Топ-5 самых распространенных рисков выглядит так:

  • Франшиза кратковременного тренда. Модный бизнес имеет смысл покупать, когда он только набирает популярность. Не рекомендуем приобретать его на пике популярности. Ко времени, когда вы окупите вложения, мода уже пройдет.
  • Выбор неправильной ниши. Нет смысла покупать бизнес, к которому вы не предрасположены и ничего о нем не знаете. Несмотря на руководство франчайзера и прописанный алгоритм открытия и развития бизнеса, дело не будет иметь успех. К примеру, мужчина с техническим образованием вряд ли сможет открыть рентабельный салон красоты.
  • Выбор недобросовестного франчайзера. На рынке появилось множество предложений недорогих франшиз с очень быстрой окупаемостью. Невозможно открыть действительно работающую франшизу за 150’000 ₽ с окупаемостью в два месяца. Предприниматели, которые покупают эти франшизы в итоге остаются без денег и бизнеса. К сожалению, на законодательном уровне права франчайзи никак не защищены, поэтому обезопасить себя от мошенников при самостоятельном выборе франшизы очень сложно.
Поставщики товаров предлагают дешевые франшизы, чтобы создать свою дистрибьюторскую сеть в регионах. На деле это сложно назвать франчайзингом. Франчайзи просто получает право продавать товары поставщика с указанной наценкой.
  • Региональная зависимость востребованности. Франшиза, популярная в крупном городе или столице, может быть невостребованной в регионах. Анализируйте рынок и потребности целевой аудитории, чтобы приобрести актуальное для вашего города предложение.
  • Юридические риски. Российский франчайзинговый рынок очень сложный и специфический с точки зрения выстраивания партнерства между франчайзи и франчайзером. Договор коммерческой концессии может содержать скрытые риски, на которые неопытный франчайзи подписывается. Чтобы этого избежать, проконсультируйтесь с юристом, знакомым со спецификой франчайзинга.

На что обратить внимание при выборе франшизы, если у меня нет предпринимательского опыта?

Если нет опыта, выбирайте предложения франшиз, где франчайзи гарантирует полное сопровождение бизнеса. Подойдут франшизы, у которых организованы собственный юридические и бухгалтерские отделы. А во франчайзинговое предложение включена помощь франчайзера в вопросах выбора, ремонта и оформления помещения, подготовки всех документов и помощь в открытии точки.

Подобрав несколько подходящих франчайзи, проверьте их имидж и время работы на рынке. В интернете найдите отзывы о компании от франчайзи и клиентов. Если есть возможность связаться с пользователями, которые оставили комментарии, свяжитесь с ними. Если компания-франчайзер оставила ответы под комментариями, ознакомьтесь с ее позицией и аргументацией.

Какой алгоритм подбора франшизы у «Франчайзингового Дома», как со мной будут работать специалисты компании?

Сначала мы общаемся с франчайзи, выясняем, какие у него предпочтения, опыт и бюджет. Исходя из этого, подбираем предложения франшиз. Если понимаем, что выбранная сфера ему не подойдет, проводим профориентацию, чтобы определить, в какой сфере он будет чувствовать себя комфортно.

Затем подбираем франчайзера, с которым у клиента сложатся хорошие партнерские отношения. Франчайзер и франчайзи будут работать в одной команде, поэтому важно, чтобы они подходили друг другу.

Перед встречей франчайзера и будущего франчайзи мы консультируем клиента по всем возникшим у него вопросам касательно специфики бизнеса, открытого по франшизе. После этого организуем встречу франчайзера и будущего франчайзи для переговоров. На встрече они согласуют условия работы, риски и обязанности сторон, после чего заключается сделка покупки франшизы. Что важно, наши юристы составляют договор, обеспечивающий защиту обеих сторон.

Могу ли я в будущем продать бизнес, открытый по франшизе?

Да, это возможно. Главное — еще на этапе переговоров обговорите с франчайзером условия продажи бизнеса, открытого по его франшизе.

Если франчайзи больше не может заниматься бизнесом, он выставляет его на продажу. Когда найдется покупатель, франчайзер, франчайзи и будущий партнер вступают в переговоры. Они обговаривают условия продажи бизнеса и будущего сотрудничества с новым франчайзи.

Для франчайзера

Как происходит продажа моей франшизы?

У нас уже есть клиенты, готовые приобрести франшизу вашего бизнеса. Переговоры начнутся как только стороны убедятся, что франчайзер и будущий франчайзи подходят друг другу. Это очень важный момент, так как франчайзер и франчайзи совместно работают на благо друг друга.

На переговорах стороны обговаривают условия сотрудничества, степень поддержки франчайзера и условия расторжения договора при форс-мажорных обстоятельствах. Все эти пункты прописываются в договоре коммерческой концессии, который является ключевым документом партнерства.

Затем происходит заключение соглашения и создание бизнеса по вашей франшизе.

Как мне создать франшизу бизнеса?

Сначала оценивается сам бизнес и то, насколько эффективно будет его развитие посредством франчайзинга. Возможно, перед созданием франшизы придется доработать его концепцию или изменить или оптимизировать механизмы работы. Затем начинается создание самого франчайзингового предложения.

На первом этапе разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО). Анализируется рынок, похожие франчайзинговые предложения и востребованность франшизы на региональных рынках. Опираясь на эту информацию, создается конкурентоспособное франчайзинговое предложение. В основе франшизы — уникальное предложение, которого нет на рынке.

На втором этапе создается пакет промо-материалов, то есть красивая «упаковка»: брэнд-бук, презентации и буклеты, скрипты продаж для менеджеров франчайзи, настроенная система рассылок для будущей клиентской базы. Сюда же входят имиджевые услуги, например, разработка логотипа, дизайн компании, разработка сайта.

Третий этап — написание франчайзи-бук. Это руководства франчайзи для эффективного управления бизнесом. Франчайзи-бук содержит поэтапную инструкцию открытия и регистрации бизнеса, рекомендации по подбору персонала и управлению, пути разрешения конфликтов и образцы необходимых документов. Чем подробнее написан франчайзи-бук, тем проще франчайзи будет вести работу.

На четвертом этапе франчайзер создает документы, которые понадобятся франчайзи. Например, договоры с поставщиками и регистрация товарного знака в Роспатнете.

Пятый этап — обучение франчайзи. Это важный этап создания франчайзингового предложения. Чем лучше вы сможете подготовить франчайзи к работе, тем успешнее будет его бизнес.

Шестой этап — разработка маркетингового плана и запуск рекламной кампании франшизы.

Хотите узнать больше? Изучите алгоритм создания франшизы.

Кто чаще всего покупает франшизы?

Есть несколько основных типов покупателей. Выбирая франчайзи, обращайте пристальное внимание на:: какому типу он принадлежит, чего ждет от приобретенной франшизы и насколько он готов к предпринимательской деятельности.

  • Топ-менеджеры, у которых есть капитал, но нет опыта управления бизнесом. Для них франчайзинг — лучший путь создания прибыльного бизнеса. Они вкладывают деньги в проверенную бизнес-модель и поддержку опытного франчайзера. Готовы много работать для улучшения своего бизнеса.
  • Владельцы компаний, которым необходим ребрендинг. Это предприниматели, у которых есть работающий бизнес: помещение, материальные активы и штат сотрудников. Но их бизнес неэффективен. Покупка франшизы и смена бренда позволят привлечь клиентов в компанию.
  • Инвесторы, заинтересованные, в первую очередь, в получении прибыли. Они выбирают франшизы, где франчайзер обеспечивает максимальную поддержку и помощь в управлении бизнесом.

Выбирая франчайзи, обращайте пристальное внимание на следующие пункты:

  • К какому типу он принадлежит
  • Чего франчайзи ожидает от приобретенной франшизы
  • Насколько вообще он готов к предпринимательской деятельности